воскресенье, 20 июля 2014 г.

У кого и как учиться игровым сценаристам?

Систематического образования для игровых сценаристов не существует во всем мире. Не потому что все ленивые, потому что профессия еще слишком молода и потому что индустрия специфическая. Нет единого метода, нет единого формата. И скорее всего не будет. Особенность нашего medium (как это перевести адекватно?).

Традиционные форматы образования заходят в тупик. Как учить чему-то, что постоянно меняется? Как учить работать с материалом, когда жанры и платформы эволюционируют каждый день?

Значит ли это, что профильное образование игровым сценаристам не нужно? 
Еще как нужно!

Но в чем проблема? За чем же дело встало? В сети ведь столько материалов, садись и учи, зачем писать этот пост?

С моей колокольни мне кажется, что есть два метода обучения - метод Гермионы и метод Армии Дамблдора.



Метод Гермионы
(назван так по аналогии с комплексом Гермионы, о нем хорошо написано здесь)

Это идеальное индивидуальное обучение, которое очень любят описывать в научной фантастике - Рахметов, Мартин Иден, Максим Руднев из "Князя мира сего". По методу Гермионы человек изучает предмет с азов от корки до корки, читая все сопутствующее и осваивая смежное, в течение многих лет выстраивая по кирпичику башню собственного знания.


Он трудится годами и становится исключительным профессионалом, академическим специалистом, идеалом. И когда он возводит, наконец, свою башню до требуемой величины (требуемой кем?) - только тогда берет себе право преподавать, вещать с нее простым смертным. Если снизойдет, конечно.

"Я сам всего добился, пусть они теперь также мучаются" - вот девиз Гермионщиков.

Метод чрезвычайно успешен и популярен. В геймдеве много его приверженцев. "Задрачивай и не высовывайся", - говорят тебе со всех сторон. - "Сперва добейся".

Но при всей своей идеальности метод не идеален. Он производит велосипеды пачками, крадет время и изматывает перфекционизмом. Он порождает замкнутость и одиночество. И снобизм.



Он порождает не-деяние, пассивность. Вместо того, чтобы написать пост, сделать доклад, человек думает - ну я же еще не добился, меня засмеют, я никто и звать меня никак, буду лучше помалкивать. И запирает свой опыт в сундук, чтобы никогда его оттуда не вытащить, потому что его достижения и успехи устареют быстрее, чем он сочтет себя готовым поделиться ими.

Метод Армии Дамблдора



Есть и другой способ обучения. Помните, в "Гарри Поттере" дети, которых никто не обучал необходимым навыкам, собрались и стали учиться вместе, как умеют. Да, Поттер был у них заводилой, но очень быстро выделились специализации - у Джинни лучше получалось Редукто, Невилл стал специалистом по Экспелиармусу, Гарри же всегда блистал Патронусом. Дети не пытались стать крутейшими магами всех времен, дети изучали то, что им нужно было, чтобы справиться с повседневной реальностью. Аналогия, думаю, понятна.

При общем обучении, где нет учителей, но все ученики и постоянно делятся друг с другом тем, что нарыли, чему научились, люди, работая в команде, создают общую башню.


Это открытое обучение, дружелюбное к новичкам. Тебя не будут чмырить, тебя постараются как можно быстрее подтянуть до общего уровня. Обучение идет по цепочке - от более опытных к менее, а при отсутствии раз и навсегда заданных авторитетов, система выходит гибкой, быстро приспосабливающейся к меняющемуся рынку.

Это не какая-то революционная метода. Она уже работает в геймдеве, и на мой взгляд, успешно.

Так делают питерские художники - Таня Ветрова, Саша Семушина, Алена Медовникова, организаторы PiterArtDays, где разные специалисты читают лекции по областям, которые у них выходят лучше. И не с позиции мега-гуру, а с позиции коллеги: "а вот посмотрите, я делаю так, никому не навязываю, но мне помогает".

С тем же посылом проходили (и, надеюсь, еще будут проходить) GamesNight Сергея Климова, где специалисты из разных студий приходили делиться опытом по одной выбранной заранее теме - как попасть в индустрию, питч, сценарий, арт и т.д. Сергей и приглашал крутанов, и давал возможность выступить никому неизвестным ребятам.

Готовы ли мы делиться? Понимаем ли мы, что только подняв общий уровень, мы можем преуспеть в своей узкой нише? Сможем ли мы построить общую башню - устойчивую, надежную, такую, которая будет стоять и после того, как мы уйдем, и ее не снесет ветром перемен?


Разве не в этом суть образования? Экономить время тем, кто идет следом, чтобы они прошли дальше? Почему мы у себя этого не делаем?

Пользуясь методом Гермионы, мы рискуем надолго застрять в позиции Ахилла, догоняющего черепаху. "А вот бы самим стать черепашкой, хотя бы маленькой", - говорит персонаж мультфильма "Ветер крепчает" в моей голове.

Именно по методу Армии Дамблдора я и предлагаю построить обучение сценаристов - и не только сценаристов, а вообще всех людей, кому интересно, как игры рассказывают истории.

Право на некомпетентность
Почему я этим занимаюсь? Почему упорно лезу со своими предложениями? У меня нет ни опыта (3 года - смешно!), ни скиллов (ни одного известного проекта в портфолио), которые я могла бы передать другим. Кто дал мне право учить? Только крутаны, люди, выпустившие звездные проекты с миллионом инсталлов и кучей наград, имеют право передавать свой опыт, разве не так? Зачем слушать среднечка, а то и начинающего?

А я собираюсь не учить, а учиться. Делаю все это с самого начала, с самой первой статьи на ДТФ, с самого первого доклада на КРИ - для самой себя, чтобы узнать новое, познакомиться с теми, кто умеет, выцарапать крупицы опыта и знаний, которыми люди не делятся - потому что а зачем им это, они уже выстроили свою башенку и прекрасно себя на ней чувствуют.

Когда я пришла работать сценаристом, я оказалась на пустыре. Полторы статьи, не отвечающие ни на один практический вопрос - вот все, что можно было нарыть в рунете. Мне говорят, что и до меня была жизнь, что надо бы сперва узнать, что было до, прежде чем лезть со своим самоваром. Но где узнать? Кто передает у нас бесценный опыт десятилетий работы игровым сценаристом? Дайте контакты, пожалуйста!

Учебники, статьи, видео-курсы западных коллег - не панацея
Спору нет, они полезны. Обязательно надо их осваивать, но - о самом важном в учебниках не пишут.

В учебниках, статьях, видео-докладах не пишут, как справляться с конфликтами, как работать с живыми людьми, как питчить сценарий (как писать питч пишут, о да! ты делаешь все по учебнику, а оно не работает, и ты даже не знаешь, где ошибся, потому что некому тебе подсказать), как разрабатывать новый формат под новую игру, как работать с нелинейностью, как подбирать референсы... Учебники не учат смирять гордость, терпеть, не выгорать, не сдаваться. Учебники не учат доносить вижн до команды, различать важное и ненужное. Учебники, видео-курсы, статьи не учат тебя - что в тебе главное, лучшее, каков твой талант. Этому учат только другие люди.

Учебник, статья, видео-курс не выслушают тебя, не окажут тебе поддержку, не станут возиться с твоим текстом, твоим сюжетом, твоей историей. Они не могут отработать с тобой навык, указывая на твои промахи и хваля за успехи. Они могут только передать тебе опыт своих побед (очень редко ошибок).

Сэмпай, не сэнсэй
Рассел Т. Дейвис учил молодых сценаристов, которые сомневались в том, что им есть что поведать миру, ведь они так неопытны: вы сталкивались с непониманием и насмешками? с бессилием что-то изменить? вы были вынуждены доказывать миру, чего вы стоите? справляться с депрессиями и творческими кризисами? Вам есть, о чем рассказать!

Каждому из нас есть о чем рассказать. У каждого из нас есть история взлетов и падений, закрытые проекты, удачные реплики, ставшие мемами среди игроков и разрабов, бесконечные правки, с ходу принятые сюжеты, блестящие сцены, не вошедшие в игру, халтура, за которую до сих пор стыдно.

Будьте уверены, многим людям будет полезен ваш опыт, именно такой, как есть. Без миллионных проектов, без наград, без бестселлеров, без дипломов и астрономических зарплат. Ваш опыт будет полезен как опыт старшего, чуть более опытного именно в этом кусочке реальности, а не как гуру. Как сэмпая, а не как сэнсея.

Не надо быть сэнсэем, чтобы передавать свой опыт, помогать коллегам, давать им не истина-в-последней-инстанции-фидбек, но свежий взгляд. Год отработали на фермах - здесь вы сэмпай для тех, кто год отработал на хогах, а сейчас пишет первую ферму. Когда вы будете писать хог - они станут сэмпаями для вас.

Если нет учителей
Единственный способ, который я знаю и который работает для меня - чтобы усвоить что-то теоретическое, надо рассказать об этом другим людям. Словами, голосом, телом, интонациями и жестами.

Поэтому мы сделаем Лекторий, по примеру PiterArtDays, где каждый участник в свой черед будет делать доклад - делиться с другими подготовленной темой, наработанными приемами, анализом игр и учебников. 

Единственный способ, который я знаю и который работает для меня - чтобы усвоить что-то практическое, надо отработать навык с другим человеком, лучше с опытным инструктором, но и просто сверстник поможет.

(Лучше всего писать я стала в соавторстве с подругой. Подруга была безжалостна к моим промахам, я к ее. Ни одна из нас не была профессиональным писателем в 9-10 классе, но профит был колоссальный.)

Поэтому мы будем устраивать Практикумы - звать на них специалистов с именем или заниматься сами, как сможем.

Потому что обучение живыми людьми нужно, даже если нет учителей.
Потому что опыт западных коллег, хоть и помогает, но не исчерпывает нужд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий